Анализ системы управления организационной культурой как элемент организационной диагностики.

Организационная культура мероприятияДля начала разберемся, что же собой представляет организационная культура компании. Это совокупность принятых на предприятии норм, подходов, корпоративных отношений и прочего, что отличает эту фирму от сотен и тысяч таких же других предприятий.

Организационная культура компании преследует одну цель - повышение производительности сотрудников, поддержание их морального состояния. Целью же создания управления организационной культурой является помощь людям в более продуктивной работе и повышения получаемого удовольствия от работы. Это позволяет сотруднику раскрыться и мобилизовать его творческий потенциал. Если управление организационной культурой происходит неверно, либо она вообще отсутствует, то продуктивность сотрудников снижается, падает эффективность управления персоналом на предприятии и нарастает общая эмоциональная напряженность. Именно поэтому в рамках проведения организационной диагностики следует анализировать и сложившуюся систему управления организационной культурой.

Для оценки того насколько эффективно происходит управление организационной культурой в организации выделяют следующие параметры:

  • Внешние её проявления.
  • Имеющиеся особые ритуалы.
  • Сложившиеся на предприятии нормы, правила.
  • Действующая на предприятии система мотивации.
  • Ценности.

Изучая эти и многие другие характерные для предприятия черты можно проанализировать эффективность управления персоналом на предприятии.

Одним из наиболее эффективных методов анализа управления организационной культурой (как элемента организационной диагностики) является структурированное интервью. Сотрудники, как непосредственные участники в организационной культуре предприятия, могут лучше всех рассказать о ней. Для проведения интервьюирования сотрудников следует заблаговременно подготовить интересующие вопросы, например:

  • Как вы можете описать организационную культуру компании?
  • Как вы оцениваете управление организационной культурой, на чём оно основывается?
  • Какими личностными качествами следует обладать для быстрого карьерного роста в рамках вашей компании?
  • Ваш рабочий коллектив имеет сложившиеся традиции?
  • Какие нормы приняты в вашей фирме?

Изучение фольклора фирмы. 

Парадоксально, но фольклор предприятия показывает элементы организационной культуры, которые могут возникать при общении между сотрудниками и обычно нигде не фиксируются. На его почве формируются мифы, герои и антигерои, только не в рамках страны, а в масштабах определенного предприятия.

Отдельно учитывайте косвенные методы. Они подразумевают, что сотрудники могут выразить свои скрытные мысли, которые они не могут сказать напрямую. Как правило, они выражаются через метафоры, поговорки, таким образом можно получить более полную картину об управлении организационной культурой.

Проведение организационной диагностики управления организационной культурой особенно важно при разработке стратегии предприятия, так как она позволит выяснить реальные способности сотрудников и чего следует от них ожидать, а также позволит выявить возможности для повышения эффективности управления персоналом на предприятии.