Диагностика целей организации.

Анализ целей организацииТрудно переоценить важность значимость такого фактора как анализ целей организации. Анализ целей организации - исходная точка организационной диагностики планирования развития всей компании. Подобное планирование - основа всех организационных отношений на предприятии, в том числе и система мотивации, которую применяют в организации. Также цели организации - это отправная точка всего процесса контроля и анализа производительности каждого отдельного сотрудника и всей компании в целом.

Анализ целей организации следует начинать с оценки существующей в компании миссии, целей которые она ставит перед собой и условий внешней среды.
Теперь более подробно остановимся на том, как проводить анализ этих элементов.

Анализ миссии компании

Миссией компании называют главную причину создания компании, смысл её существования. То есть миссия организации - система целей организации. Зачастую миссия организации представляет собой не одну главную цель, а целую совокупность целей, причем эти стремления могут быть совершенно неверны и безосновательны.
Из написанного выше можно сделать вывод, что, так как целью создания большинства компаний является получение прибыли, то и их миссией будет получение дохода, но это не так.

Миссия компании в организационной диагностике имеет следующие особенности:

1. Основная миссия организации - удовлетворение каких-либо потребностей клиента.
2. Миссия компании формулируется и оценивается, исходя из ситуации на предприятии.
3. Миссия должна соответствовать внешней среде организации и адаптироваться к ней в случае её изменения.
4. В миссии должна содержаться информация о том продукте, который компания производит и кто является потребителем.

Правильно сформулированная миссия организации в организационной диагностике позволяет:

1. Наглядно увидеть руководству цели компании.
2. Повышает качество проработки решений.
3. Мотивируют к хорошей работе.
4. Стратегические цели и задачи более понятны для всех сотрудников.

Основные признаки в организационной диагностике неверно сформулированной миссии компании.

1. В миссии неверно сформулирована цель. За нее могут взять частный интерес или выполнение текущих задач, например, рост прибыли в этом квартале на 20%.
2. Миссия организации не раскрывает ее функционал в полной мере и берется только её узкая специализация.
3. Суть миссии компании не понимают многие сотрудники компании.
4. В миссии организации никак не затронута внешнее окружение, и она отражает только внутреннее состояние организации.
5. Цели, которые пытается достигнуть организация, никак не связаны с её миссией.

Анализ целей организации в организационной диагностике
После того как был проведен анализ миссии организации следует провести анализ целей организации которые вытекают из её миссии. Чаще всего анализ целей организации проводится методом построения «дерева целей».
Для построения дерева целей следует знать несколько основных правил:

1. Цели должны быть сформулированы однозначно, без двусмысленности.
2. Цели, находящие на одном уровне в дереве целей, должны обладать схожим масштабом.
3. Должна быть возможность оценки степени достижения цели
4. Все желаемые результаты должны быть расписаны так, чтобы при достижении всех целей одного уровня, выполнялась цель уровнем выше.
5. Цели на более низком уровне являются лишь средством достижения вышестоящих показателей.
6. С каждым уровнем цели переходят от общего к частному.

От того насколько сложна и объемна решаемая задача зависит величина и подробность дерева целей, но конечные цели наименьшего уровня должны быть в виде определенных действий.

Для того чтобы проверить насколько качественно было построено дерево целей можно выполнить следующие действия:

1. Цель компании, располагающаяся ниже анализируемой должна участвовать в реализации конечного результата.
2. Цель организации, находящаяся выше изучаемой должна раскрывать, зачем нужна цель ниже её.
3. Абсолютно все цели, раскрывающие основную, должны быть направлены на её достижение.
4. При раскрытии одной цели компании указаны все цели, которые могут понадобиться для её достижения.

Часто для более качественного анализа целей методом дерева целей выставляются приоритеты конечных результатов, так как цели не всегда равнозначны для достижения ключевой задачи.

Верная расстановка целей чрезвычайно важна для организации, ведь цели могут выполнять следующие функции.

1. Когнитивные. Суть данной функции заключается в том, что она собирают информацию о деятельности организации с целью генерации решений и поиске альтернативных вариантов разрешения вопросов.
2. Распределительные. Такая функция позволяет координировать потоки ресурсов предприятия для достижения наиболее рационального маршрута и чем более крупная организация, тем большее значение имеет эта функция.
3. Идентификационные. Эта функция позволяет объединить цели организации и её сотрудников.
4. Мотивационные. Реально видимая цель, которую можно достигнуть позволит замотивировать сотрудников компании на более качественную работу.
5. Назначение преобразования. Для достижения поставленной цели организации придется развиваться и изменять себя. Наибольшее значение эта функция имеет в тех организациях, которые работают с рынками, где отсутствует стабильной и организации приходится постоянно динамично перестраиваться.
6. Эмоциональные. Очень часто психологический фон в компании зависит от того какие цели ставит перед собой организация и насколько они достижимы по мнению её сотрудников.
7. Роль символа. Цель может формировать у сотрудников или партнеров компании определенные ассоциации и сформировать предварительное мнение о ней.
8. Идеологическое предназначение. Эта функция подразумевает наличие в цели организации причины, по которым она была поставлена и то, как планируется её достигать. Но в российских организациях такая функция отсутствует, возможно, именно из-за этого большинство сотрудников российских предприятий не понимают стратегических целей своей компании или того, как их достигнуть.

Таким образом, верно сформулированная цель имеет огромное значение для организации. Чтобы узнать насколько она эффективна поставленная перед компанией и какое влияние оказывает на компанию и её сотрудников, при проведении организационной диагностики организации следует провести анализ целей организации.