GAP-анализ как инструмент стратегического управления

GAP-анализGAP-анализ как инструмент стратегического управления - исследование, изучающее разрывы между желаемым и истинным состоянием предприятия. GAP-анализ изучает причины этого разрыва и все врзможные пути его устранения. GAP-анализ также помогает выделить узкие места, мешающие развитию компании. Устранение таких разрывов может в формировании стратегической цели предприятия.

Примерами таких разрывов могут быть:

  • Несоответствие предложения компании и ожиданий покупателей.
  • Разница между текущим ведением бизнес-процессов и будущих ожиданий компании. 
  • Расхождения в вопросах целей, которые должно достичь предприятие.
  • Нестыковка текущих и желаемых показателей.

GAP-анализ подразумевает ряд мероприятий, суть которых сводится к поиску и устранению несоответствий планов руководителей организации и сотрудников, спроса и предложения, качественное несоответствие продукции компании и ассортимента ее конкурентов, желаемого имени бренда и тем, как на самом деле его воспринимают и так далее.

GAP-анализ может найти то, благодаря чему компания может выйти в лидеры отрасли, то есть выявить преимущества перед конкурентами, и на основании которых может выстраиваться стратегическая цель предприятия.

Иначе говоря, GAP-анализ находит и позволяет использовать скрытый потенциал организации, используя для этого возможности которые дает внешняя среда организации. Позволяет выявить проблемы внутри предприятия, например конфликты между различными подразделениями компании.

GAP-анализ может использоваться как в рамках стратегического управления, так и при оперативном управлении для повышения эффективности различных подразделений компании. GAP-анализ позволяет оценить насколько достижимы поставленные цели и эффект от их успешной реализации.

Итак, GAP-анализ, сводится к проведению сравнения текущего состояния предприятия в соответствии с ожидаемой картиной. Затем, на основе полученной информации, разрабатывается план по достижению поставленных целей и оценка вероятности их достижения. Далее проводится более подробная разработка программы изменений для достижения стратегических целей предприятия.

В самом начале следует разработать прогноз колебаний спроса на производимую продукцию, и материалы которые исследуемая компания может использовать в процессе производства. Если были обнаружены несколько способов возможного развития событий, то прорабатываются все варианты в отдельности.

Чаще всего GAP применяют, чтобы сократить разрыв в нынешних продажах и желаемых, а также поставками сырья.

Выделяют следующие виды разрывов:

  • отраслевые, связанные со сферой деятельности компании;
  • качественные, характеризующие уровень качества продукции и сервиса;
  • организационные разрывы;
  • личностные, связанные с персоной руководителя компании;
  • разрывы, связанные с построением бизнес-процессов компании; 
  • технологические, в сфере IT.

Разрыв

Описание

РЫНОЧНЫЕ РАЗРЫВЫ

GAP оценки клиентом качества оказанной услуги

Разрыв, происходящий, когда ожидания о качестве продукции  являются ошибочными.

GAP реализации

Разрыв, который демонстрирует, как  оказываются услуги и там как они должны оказываться.

Рыночный GAP

Данная ситуация происходит когда продукция реализуемая  компанией не соответствует потребностям потребителей. Также сюда входит тот случай,  когда ожидания от бренда не соответствуют действительности.

Конкурентный GAP

Разрыв в конкурентном преимуществе конкурентов, а также качественное  отставание производимой товаров и услуг от схожей продукции конкурентов,

GAP ценности

Разрыв в понимании мнимых и истинных характеристик продукции

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАЗРЫВЫ

GAP понимания клиентов

Разрыв в том, как менеджеры компании представляют ожидания клиентов о продукции и  тем, каковы они в реальности

Производственный GAP

Разрыв между уровнем производства на настоящий момент и производством  при полной мощности с учетом дообучения персонала, переналадки производства и  повышения его эффективности.

GAP вовлеченности

Разрыв в идеях руководителей и ситуацией, которая в действительности происходит на рынке.

GAP отношения

Разрыв в видении ситуации руководителем и персоналом  организации.

GAP планирования

Разрыв между видением исполнителей и реальной сложившейся на рынке ситуацией.

GAP  понимания

Разрыв в понимании исполнителя и клиента.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ

GAP стратегия — реализация

Разрыв в том, какие стратегические цели предприятия уже имеются  и как они реализуются.

Найденные разрывы необходимо проанализировать. Специалисты компании «Резалт» рекомендуют это сделать, опираясь на следующие пункты:

  • Описание современной ситуации на предприятии:   
    • организационная диагностика.
    • Поиск главных разрывов влияние, которые наиболее заметны.
  • Поиск того уровня к которому организация в итоге хочет прийти:
    • Разработка видения.
    • Более подробное описание наиболее существенных разрывов.
      • Определить из чего складываются эти наиболее крупные разрывы:
      • Подробное рассмотрение выделенных разрывов:
    • Разработка стратегии и основных вех.
  • Прогнозирование вариантов развития событий :
    • Пессимистичный.
    • Наиболее вероятный. 
    • Оптимистичный.
  • Планирование:
    • Определить наиболее привлекательные альтернативы.
    • Планирование мероприятий по каждому разрыву с учетом выбранных альтернатив.
  • Исполнение:
  • Контроль и коррективы.

Итак, такой элемент стратегического управления как GAP-анализ позволит сформировать стратегические цели предприятия, выделить наиболее значимые из них, рассмотреть альтернативные варианты.