Кайдзен как элемент бережливого производства

КайзенКайдзен (что с японского языка переводится как непрерывное совершенствование») давно стала эффективной частью бережливого производства. В чем и заключается смысл данного метода? Кайдзен, как элемент бережливого производства применяется с целью оптимизации и повышения производительности труда улучшения качества продукции, совершенствования производства, развитию корпоративной культуры, и многих других сфер деятельности организации. По идее кайдзена качество продукции и оказываемых услуг в большей степень зависит от персонала организации и именно поэтому основной упор делается на вовлечение персонала в качественное улучшение компании. Данная система позволяет вовлечь в процесс улучшений абсолютно всех работников.

Все сотрудники постоянно предлагают те улучшения, которые в их понимании пойдут на пользу компании. Проекты оптимизации предлагаются не по определенному графику, а регулярно и хаотично. Большинство изменений не являются крупными или кардинальным, однако и небольшие перемены позволяют значительно улучшить деятельность организации. При этом предложения не ограниченны какой-либо областью, а могут предлагаться и применяться везде, где есть шанс на положительные изменения.

ЭЛЕМЕНТЫ КАЙДЗЕН

Для эффективной работы кайдзен необходимо наличие следующих пяти ключевых элементов вовлечения персонала:

  • Командная работа. Сотрудники работают для достижения основной общей цели. Предполагается, что они должны действовать как единый организм для достижения поставленной цели.
  • Персональная дисциплина. Ее суть закоючается в том, чтобы сотрудники соблюдали строгую дисциплину. Каждый работник должен эффективно распоряжаться временем, качественно выполнять свою работу, не превышать норму потребления материалов и прочих ресурсов.
  • Моральное состояние или поддержание боевого настроя вне зависимости от успехов компании. При этом руководство должно мотивировать сотрудника путем хороших условий труда, премий, грамот и прочих стимулирующих факторов.
  • Кружки качества. Кружки качества являются основополагающей частью кайдзен. Их основная задача - объединение сотрудников самых разных уровней для обсуждения возникших идей и передачи опыта.
  • Предложения по улучшению. Нужны следить, чтобы члены рабочего коллектива могли делиться своими идеями по улучшению организации вне зависимости от их положения. Все полученные предложения должны обсуждаться и приниматься к рассмотрению.

ПРИНЦИПЫ КАЙДЗЕН:

  • Организация рабочего пространства, иными словами оптимизация деятельности сотрудника за счет улучшения его рабочего пространства. Организация рабочего пространства должна проходить по методике 5S которая включает в себя:
  • Сортировку инструментов необходимых в работе, наведение порядка на рабочем месте, соблюдение чистоты, внедрение стандартизации, система контроля за соблюдение этих элементов.
  • Устранение неоправданных потерь этот процесс представляет собой поиск и отказ от лишних действий, которые добавляют стоимости конечному продукту, то есть оптимизации для повышения производительности труда.

Всего выделяют семь основных типов потерь:

  • Движения – излишние движения, от которых нет пользы, но отнимают время и повышают сложность.
  • Ожидание – излишние потери из-за простоя оборудования снижают производительность.
  • Технология – неверно построенный технологический процесс может привести к несогласованности действий.
  • Транспортировка – перевозка на больший расстояния, излишние подъёмы и опускания растягивают и удорожают производственный процесс.
  • Дефекты – на то чтобы сделать этот дефект были затрачены впустую материалы и время сотрудников, а если его можно исправить, то еще больше времени.
  • Запасы – излишек запасов на складе увеличивает складские издержки.
  • Перепроизводство – когда было произведено значительно больше продукции чем требуется, в связи с чем придется транспортировать её на склад.
  • Стандартизация – это процесс разработки определенных стандартов работы благодаря котором сократится время на изготовление продукции, снизится число потерь от брака. В системе кайдзен стандарты всегда совершенствуются.

Кайдзен команды

Всего выделяют пять основных видов кайдзен команд суть которых в том чтобы вовлекать персонал в процесс изменений:

  • Постоянные команды – это команды которые состоят из сотрудников компании и которые не отрываются от основного процесса, работают ежедневно.
  • Команды по решению возникших проблем – здесь команда создается для решения четко обозначенной проблемы, состоит из нескольких постоянных команд. После того как решение найдено команда расформировывается.
  • Кросс-функциональные команды – данные команды создаются для того чтобы оценивать организационные процессы и возможного их улучшения. Состоят из сотрудников и руководителей разных отделов.
  • Команды по реализации решений – задача такой команды в том чтобы внедрить разработанное решение. Такая команда может формироваться из участников ранее рассмотренных команд.
  • Малые группы – команды, создающиеся для изучения или внедрения небольших, узкоспециализированных решений. Состоят из сотрудников и руководителей постоянных команд.

Итак, кайдзен как элемент бережливого производства по большей части строится на вовлечении персонала в оптимизацию для повышения производительности труда