Анализ пяти сил Портера как инструмент стратегического управления

 Анализ пяти сил Портера - является неотъемлемой частью стратегического управления. Также он является одной из составных частей SWOT-анализа. Необходимым условием для разработки конкурентной стратегии предприятия является проведение конкурентного анализа. Анализ пяти сил Портера является наиболее популярным методом проведения конкурентного анализа.

Конкурентный анализ отрасли по Майклу Портеру позволит компании узнать насколько сильна конкуренция в той отрасли в которой она работает и найти наиболее выгодную для данной компании позицию. Чем сильнее конкурентные силы организации тем меньше шансов на получение большой прибыли.
Он выделяет следующие элементы конкуренции:

Вероятность возникновения продуктов со схожими потребительскими свойствами:

  • насколько клиенты предпочитают продукты со схожими потребительскими свойствами;
  • цена схожих продуктов;
  • качество похожих товаров;
  • цена перехода на аналогичную продукцию для потребителя;
  • уровень восприятия взаимозаменяемости продукта.

Вероятность появления новых игроков на рынке

  • барьеры для входа на рынок;
  • стоимость взаимозаменяемости продукта;
  • объем начальных инвестиций;
  • открытость каналов сбыта;
  • эффект масштаба;
  • ожидаемая реакция игроков.

Рыночная власть поставщиков

  • стоимость перехода к новому поставщику;
  • наличие сырья заменителя;
  • наличие альтернативных поставщиков;
  • доля стоимости сырья в продажной цене продукции;
  • сравнение уровня спроса на сырье и уровня его потребления.

Влияние потребителей на рынок

  • степень затоваренности рынка;
  • зависимость бизнеса от каналов сбыта;
  • количество заказов и клиентов;
  • стоимость перехода клиента на схожий продукт;
  • доступность информации о продукции для клиента;
  • доступность взаимозаменяемых продуктов для клиентов;
  • уровень чувствительности цены;
  • превосходство продукции компании.

Уровень конкурентной борьбы

  • количество компаний-конкурентов;
  • динамика спроса;
  • насыщенность рынка;
  • преграды выхода на торговые площадки;
  • ключевые преимущества конкурентов;
  • объем затрат конкурентов на маркетинг и продвижение;
  • оценка конкурентной стратегии предприятий.

Далее мы вносим все полученные факторы в следующую таблицу, которая позволит оценить значимость всех этих факторов. 

Стоит отметить, что из пяти сил конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке стратегии конкретной организации. Внимание следует фокусировать на тот фактор, на который компания может оказывать наибольшее влияние с целью его изменения с учетом ее ключевой компетенции.

Анализ пяти сил Портера поможет в разработке стратегии на основании выделенных наиболее значимых факторов и вариантов их использования.Такая конкурентная стратегия позволит уберечь предприятие от конкурентов и позволит занять наиболее выгодную конкурентную позицию в отрасли. 

В модели Портера имеются следующие допущения:

  • поставщики, клиенты и конкуренты никак не контактируют друг с другом;
  • ценообразоваание работает только на основе конкурентных преимуществ;
  • рынок статичен, не меняется и нет риска того что разработанные решения будут запоздалыми.

 

Таким образом, в разработке такого элемента стратегического управления как разработка конкурентной стратегии предприятия, наибольшее значение имеет описанный нами анализ пяти сил Портера.