Матрица GE,или матрица Мак-Кинзи как инструмент стратегического управления

матрица Мак-Кинзи Матрица GE, или матрица Мак-Кинзи (McKinsey) предназначена для оценки конкурентных позиций различных компаний и (или) отраслей на основе оценки их привлекательности и конкурентоспособности.

Матрица Мак-Кинзи может помочь в стратегическом управлении предприятием, а также в таких вопросах как:

  • разработка конкурентной стратегии компании;
  • разработка ценовой политики;
  • разработка стратегии продаж;
  • разработка стратегии товара;
  • разработка финансовой стратегии;
      • разработка инвестиционной стратегии;
      • разработка инновационной стратегии;
      • разработка маркетинговой стратегии;
      • разработка экономической стратегии.

        Для оценки преимуществ компании перед конкурентами нам необходимо:

        • Определить наиболее значимые факторы успеха для отрасли.
        • Оценить значимость каждого фактора по пятибалльной шкале, где 5 — сильная конкурентная позиция, а 1 — если конкурентная позиция слабая.

        Примерный список факторов для оценки преимуществ компании перед отраслевыми конкурентами:

        • Доля рынка;
        • Ширина и эффективность каналов сбыта;
        • Профессионализм персонала;
        • Лояльность потребителей;
        • Технологическое превосходство;
        • Маркетинг и продвижение.

        Для оценки привлекательности отрасли необходимо:

        • Определить ключевые факторы привлекательности отрасли.
        • Определить значимость факторов по пятибалльной шкале, где 5 —высокая конкурентная привлекательность, а 1 — низкая.

        Примерный список факторов для оценки привлекательности отрасли:

        • Рост рынка;
        • Разнообразие товаров;
        • рентабельность;
        • Лояльность покупателей.

        В итоге получается матрица, в которой проанализированы различные портфели:

        • победители;
        • проигравшие;
        • средняя область.

        Суть метода в том чтобы наращивать инвестиции туда, где предприятие обладает преимуществами. Если предприятие не обладает значимыми преимуществами перед конкурентами или рынок не привлекателен, то инвестиции сокращаются.

        Итак:

        Победителям требуется увеличение инвестиции, а проигравшим остановить инвестиции, так как они не принесут прибыли. В среднюю область можно инвестировать, а можно и нет.

        Стратегии для конкретных ячеек матрицы:

        • Сохранение и укрепление рыночных позиций путем увеличения инвестиций и усиления бизнеса.
        • Инвестирование в свои преимущества и недостатки.
        • Инвестировать в сильные или слабые конкурентные преимущества, либо уходить с рынка.
        • Вложения в наиболее привлекательные сегменты рынка и производство.
        • Удержание текущей позиции или рисковые инвестиции.
        • Минимизация инвестиций, поиск без рисковых вариантов расширения.
        • Удержание позиции или инвестирование только в высокоэффективные проекты.
        • Укрепление прибыльных сегментов, модернизация производства, сокращение инвестиций.
        • Распродажа товаров, минимизация издержек, отсутствие инвестирования.

         

        Таким образом, матрица Мак-Кинзи является эффективным инструментом в стратегическом управлении предприятием, затрагивающим обширную область деятельности.