Матрица направленной политики Шелл как инструмент стратегического управления.

Модель Шелл/ДПМ (Shell/DPM);Матрица направленной политики Шелл как инструмент стратегического управления разрабатывалась химической компанией Шелл на основе модели Бостонской Консалтинговой Группы (БКГ). Внешне ее можно сравнить с матрицей МакКинзи, но в итоге она представляет собою промежуточный вариант между моделью  и матрицей МакКинзи и  Бостонской Консалтинговой Группы (БКГ). Особенное внимание в данной экономической модели уделяется инвестиционной стратегии предприятия. Вся она укладывается в матрицу из 9 ячеек, каждая из которых имеет размер 3х3. По ее краям распологаются две оси:

Ось Х показывает степень привлекательности того сегмента, в котором бизнес,действует. То есть здесь отображаются ожидания отрасли.

Ось У демонстрирует положение бизнеса в данном секторе относительно его конкурентов. Здесь показаны сильные и слабые стороны организации.  

Модель матрицы Шелл отличается от модели МакКинзи тем, что в концепции Шелл уделено больше внимания количественным факторам, например обороту денежных средств и рентабельности инвестиционных затрат.

Для каждой ячейки предложена определенная стратегия развития:

Лидерство в этом бизнесе предполагает наиболее сильную позицию компании в том сегменте, в котором она действует. Одновременно привлекательность сектора, в котором развивается выбранная фирма, также очень высока. В данном случае компании предлагается направить инвестиционные затраты на укрепление своих рыночных позиций и продолжать развивать бизнес.

Стратегия роста бизнеса. В этом случае предприятие обладает наиболее сильной позицией, но находится не в самом привлекательном сегменте. Здесь оптимальным будет вариант сохранения своего рыночного положения.

Стратегия генерирования денежных средств исходит из того, что компания закрепилась в наименее привлекательном сегменте. Здесь стратегия управления и развития предприятия должна быть акцентирована на максимизации прибыли.

Стратегия повышения конкурентоспособности – ситуация при которой компания находится на средней позиции в наиболее привлекательном сегменте. Для установления своего лидерства желательно усилить инвестиционную стратегию предприятия.

Осторожный бизнес – это позиция когда компания занимает среднее положение в сегменте с умеренной привлекательностью. Здесь помочь формирование инвестиционной стратегии ориентированной на краткосрочные вложения.

Стратегия частичного свертывания – организация обладает не самым высоким местом в наименее привлекательном сегменте. На данной позиции рекомендуется разработать инвестиционную стратегию предприятия направленную на инвестирование в наиболее интересные сегменты.

Увеличение объемов или закрытие – когда предприятие расположилось на очень слабой позиции в наиболее интересном сегменте. Тут следует либо формировать инвестиционную стратегию направленную на активное инвестирование, либо уйти с данного рынка.

Осторожность или свертывание производства - неблагоприятный сценарий, при котором предприятие находится на слабой позиции в не самой популярной области. Здесь следует держаться, пока бизнес может приносить какую-либо прибыль, а затем лучше его закрыть.

Стратегия закрытие бизнеса – это самый худший сценарий, при котором самая слабая позиция компании расположилась в наименее привлекательном сегменте. От такого бизнеса следует отказываться.

Матрица Шелл призывает все свободные средства распределять на развитие новых наиболее интересных сегментов рынка и разработку инвестиционных стратегий предприятия связанных с инвестированием в расширение производства. Если у бизнеса нет средств на развитие. То средства предлагается брать из тех видов бизнеса, которые приносят излишек средств.

Матрица Шелл, как и теория МакКинси, имеет наборы компонентов, оценка которых позволит определить позицию бизнеса.
Факторы, характеризующие конкурентоспособность бизнеса:

  • занимаемая компанией доля рынка;
  • оценка каналов продаж;
  • техническая оснащенность предприятия;
  • степень диверсификации товара;
  • эффективность использования основных средств;
  • материально производственные запасы;
  • качество выпускаемой предприятием продукции;
  • НИОКР;
  • квалификация персонала.

Элементы, характеризующие привлекательность сегмента в котором действует бизнес:

  • скорость расширения отраслевого рынка;
  • рентабельность отрасли;
  • уровень цен;
  • лояльность потребителей;
  • надежность отрасли;
  • величина барьеров для входа;
  • власть поставщиков;
  • загруженность производства;
  • товары заменители.

Итак стратегическое управление методом матрицы Шелл предполагает, что определяющим фактором лидерства является качественная разработка инвестиционной стратегии предприятия.