Модель БКГ как инструмент стратегического управления организацией.

модель Бостонской консалтинговой группы  бкгМодель Бостонской Консалтинговой Группы (БКГ) предполагает 4 варианта стратегии развития бизнеса или товара на рынке:

  • увеличение доли бизнеса;
  • сохранение своей текущей доли на рынке ;
  • использование текущего положения дел в коммерческом секторе;
  • ликвидация этого бизнеса.

Решения, которые предлагает модель БКГ в рамках стратегического управления организацией, зависят от положения в коммерческой сфере на матрице. На оси ординат отображается увеличение доли бизнеса на рынке, обозначающие размер инвестиции. На оси абсцисс обозначена текущая доля бизнеса на рынке, предполагающая размер прибыли.

Звезды. Это бизнес, являющийся лидирующим в данном сегменте. Он обладает высокой доходностью, но и требует больших инвестиционных затрат.

Дойные коровы. Это сфера в бизнесе, которая раньше была звездой и сохранила высокую долю рынка, но на ней не наблюдается рост, поэтому она также обладает высокой доходностью и не требует инвестиционных затрат.

Проблемы. Этот сегмент не обладает большой долей рынка, но рынок растет. Поэтому ему требуется большие инвестиции, и он не дает прибыли, но при благоприятном стечении обстоятельств он может вырасти в звезду.

Собаки. Данная область отличается маленькой долей рынка и низким темпом его роста. Оборот средств при данном варианте незначительный, так как нет больших инвестиций и прибыли. Балансирование на грани окупаемости в бесперспективном рынке обычно отнимает много усилий управленца.

Для всех этих позиций разработаны оптимальные стратегии развития бизнеса

  • Звезды – сохранение или увеличение доли бизнеса на этом рынке.
  • Проблемы – увеличение доли бизнеса, сохранение текущей доли, закрытие бизнеса.
  • Дойные коровы – сохранение доли бизнеса на рынке.
  • Собаки – сохранение бизнеса до лучших времен, либо его ликвидация.

Допущения теории БКГ:

  • Большая доля рынка обязательно означает высокую прибыль.
  • Области бизнеса никак не связаны друг с другом.
  • Для удержания большой доли рынка не требуются инвестиции.

 

Главным же достоинством модели БКГ как инструмента стратегического управления организацией является ее простота и наглядность.