Мозговой штурм как инструмент стратегического управления.

Мозговой штурмМозговой штурм - популярный метод разработки стратегии развития и решения различных проблем предприятия путем организации обсуждения, на котором каждый из участников высказывает свое предложение, пусть даже самое невероятное. Главная задача, которую преследует метод мозгового штурма -  сгенерировать как можно больше решений. После чего из всех выказанных решений выбирают наиболее интересные, которые можно реализовать на предприятии.

Метод мозгового штурма впервые появился в Америке в 1930-е годы Однако окончательно он оформился позже, в 1956 году, когда Алекс Осборн описал его в своей работе "Управляемое воображение".

Мозговой штурм имеет определенные правила:

  1. четкая и понятная постановка вопроса;
  2. участникам предоставляется «свобода слова»:
  • поощрение активности (говорить должны все);
  • рассмотрение любых, даже самые безумные идеи;
  1. тщательный отбор участников мозгового штурма;
  • четко зафиксировано число участников;
  • подбор участников зависит от тематики проведения мозгового штурма;
  • отсутствие конфликтных участников;
  • участники мозгового штурма должны быть примерно одинаковой профессиональной квалификации;
  • в самом начале проводится генерация максимального числа идей и только после формирования всех идей проводится их обсуждение и отбор наиболее интересных;
  • стиль ведения мозгового штурма должен быть максимально демократичен, а это значит:
  • отсутствие конфликтных ситуаций, поощрение творческих порывов;
  • умение направить ход дискуссии в нужное русло.

Недостатки метода:

  • сложно организовать учет и оценку всех идей, слишком неформальная атмосфера;
  • для многих участников ситуация стрессовая и несмотря на все старания конфликтная;
  • результаты неоднозначны и зависят от состава его участников.

У мозгового штурма есть несколько разновидностей:

  • Анализ круга проблем. Данный метод предполагает разбиение основной проблемы на части, а затем рассмотрение различных способов реализации. Бизнес стратегия предприятия составляется только исходя из наиболее подходящего решения.
  • Метод аналогий. Особенность данного разновидности в том, что проблемы пытаются решить путем генерации идей проводя аналогии из других сфер.
  • Метод «635» При данном методе шесть участников мозгового штурма генерируют по три идеи за пять минут. Затем список идей каждого участника передается соседу по кругу. У соседа есть пять минут, чтобы ознакомиться с идеями соседа и так далее. Когда круг заканчивается следующие пол часа происходит обсуждение идей и отбор лучших.
  • Метод модераций. Здесь сначала определяются группы по типам решений. Далее каждый участник пишет на трех листках по одному решению и сдает ведущему. Ведущий случайным образом вытаскивает по одному листку и предлагает участникам классифицировать решение по определенным ранее типам. Когда все решения классифицированы обсуждается каждая группа решений.
  • Индивидуальный мозговой штурм Есть только 1 участник, он же ведущий. Рекомендуется фиксировать решения с помощью диктофона. Через некоторое время необходимо прослушать идеи и оценить их.

Таким образом мозговой штурм как инструмент стратегического планирования и управления позволяет разработать качественную стратегию развития компании.