Сбалансированная система показателей как элемент стратегического управления.

Сбалансированная система показателейСбалансированная система показателей (ССП) - элемент стратегического управления, позволяющий оценивать и корректировать деятельность организации. Это происходит благодаря тому, что стратегические цели организации разделяются на более мелкие и детально прорабатываются до уровня ежедневных задач, что позволяет контролировать их исполнение и при необходимости вносить определенные коррективы.

Система сбалансированных показателей всегда подразумевает выделение лиц, отвечающих за тот или иной элемент общей цели.

Основная идея, которую преследует сбалансированная система показателей - доработка финансовой стратегии предприятия, которая дополняется стандартными финансовыми показателями деятельности организации. Последние должны характеризовать отразить следующие критерии:

  • эффективность проводимых в компании бизнес-процессов;
  • степень удовлетворения покупателей;
  • способность компании к развитию.

В дальнейшем анализирование этих показателей позволит увидеть и проконтролировать процесс достижения стратегических целей, стоящих перед данной организацией.

Принципы системы сбалансированных показателей:

  • Наличие параметров, благодаря которым достигаются стратегические цели предприятия. В них учтены связи между этими целями, самими показателями и запланированными срокам, когда эти стратегические цели должны быть достигнуты;
  • Наличие ответственных лиц за каждый элемент стратегической цели;
  • Нахождение инструментов, которые необходимы для реализации стратегической цели.
  • Создание системы сбалансированных показателей начинается с составления стратегической карты, где отображаются все связи между теми задачами, которые важны для получения итогового результата. Итоговый результат рассматривается по следующим группам: финансы, покупатели, бизнес-процесс, квалификация персонала. Для каждой из представленных групп составляется список всех ключевых показателей, по которым определяется, насколько эффективно данная задача выполняется.

Система сбалансированных показателей анализирует организацию по следующим ключевым позициям или перспективам:

  • Обучение и развитие. Данная стратегия позволит качественно улучшить корпоративную культуру организации. При высоком уровне образованности сотрудников наиболее значимым ресурсом компании становятся сами сотрудники со своими знаниями и опытом. Особенное значение это имеет при высокотехнологичном производстве, когда нет возможности нанять новых обученных сотрудников. Но и на любом другом предприятии сотрудники это составляющая часть успеха организации.
  • Бизнес-процессы. Здесь речь идет о бизнес-процессах протекающих внутри организации. Эти показатели помогают оценить, насколько качественно компания оказывает свои услуги. Данный элемент необходимо разрабатывать сотрудникам организации, так как сторонние консультанты не в состоянии глубоко вникнуть в суть бизнес-процессов вашей организации.
  • Клиенты. Здесь во главе угла стоит потребитель, и то насколько его удовлетворяет продукция и обслуживание. Если клиент остался недоволен, то он может перейти к конкурентам. В рамках данной перспективы необходимо постоянно обновлять портрет покупателя, чтобы иметь представление о его ожиданиях и потребностях.
  • Финансы. Эта перспектива базируется на том, что называется разработка финансовой стратегии предприятия, но только с некоторыми коррективами.  В данном случае финансовый фактор говорит о том, насколько важно обладать достоверными и своевременными данными. Но, к сожалению, сейчас этому уделяется слишком большое значение и оптимальным вариантом стала бы автоматизация генерации всех основных финансовых показателей эффективности. Но к основным финансовым параметрам требуется добавить показатели оценки риска, сравнение затрат и результатов.

Двухконтурная обратная связь.
Она поможет контролировать качество товаров и услуг организации, и в перспективе снизить число продукции которая оказалась бракованной.
Суть двухконтурной обратной связи заключается в том, что на всех стадиях производственного цикла могут происходить небольшие отклонения от нормы, которые нужно фиксировать. Проанализировав эти данные, полученные благодаря обратной связи, можно найти предполагаемое место возможеного появления брака и устранить его причину. Вторым контуром обратной связи являются итоговые результаты стратегии.

Результирующие показатели

Необходимо определить ключевые элементы стратегии и факторы, оказывающие на них наибольшее влияние. Затем нужно создать систему, которая будет все их анализировать и классифицировать.

Важный фактор - уровень квалификации сотрудников, принимающих итоговое решение на основе этих показателей. Главное, чтобы они приходили к верным итогам. Суть в том, чтобы обеспечить менеджерам максимальное понимание о деятельности организации. Это положительно скажется на качестве принимаемых ими решений. Управленцы, ответственные за определенный участок, уже будут получать точную и своевременную информацию, в связи с чем увеличится качество и операционного планирования и контроля.

Преимущества системы сбалансированных показателей:

  • Лица, принимающие решения получают полную и достоверную информацию о бизнесе;
  • Предупреждает и снижает вероятность возникновения неприятных ситуаций в бизнесе;
  • Делает стратегические цели организации понятными для всех сотрудников, которые с ними связанны;
  • Обеспечение обратной связи;
  • Обучение персонала;
  • Помогает перевести огромные объемы информации в простую и понятную форму.

Недостатки системы сбалансированных показателей:

  • Систему сбалансированных показателей, разработанную для одного предприятия, страны или отрасли невозможно адаптировать к другим условиям. Даже если это одна компания, имеющая несколько филиалов, то для каждого филиала придется разрабатывать свою систему сбалансированных показателей.
  • Эта система предполагает политику гласности перед сотрудниками и в итоге есть довольно большой риск утечки информации.
  • Итак, мы рассмотрели все основные особенности такого элемента стратегического управления как система сбалансированных показателей суть которой сводится к внесению глобальных коррективов в финансовую стратегию организации.