Системный анализ как элемент организационной диагностики

Системный анализ организацииСистемный анализ - это целый комплекс исследований, проводящихся для определения направленности развития компании и её отличительных черт, а также создания условий для повышения эффективности управления предприятием. Проводить системный анализ компании следует до того как начнётся создание системы управления на предприятии. Благодаря проведению диагностики организации путем системного анализа можно выяснить имеет ли смысл внедрять какие-либо изменения в организации. А также он поможет определить какие методики наиболее эффективно помогут повысить эффективность управления предприятием.

Таким образом, системный анализ предназначен для того чтобы создать и внедрить на предприятии ту систему управления которая сможет максимально повысить эффективность управления предприятием.

Этапы диагностики организации методом системного анализа:

  1. Определить направление развития компании и уровень, который оно занимает на рынке.
  2. Выявить, как действует организация и её подразделения.
  3. Узнать, как достигаются цели компании.
  4. Создать возможности для минимизации возможных препятствий на пути к цели.
  5. Изучить опыт других компаний в схожей сфере по повышению эффективности управления предприятием.
  6. По возможности внедрить опыт этих компаний.

Показатели, характеризующие состояние предприятия:

  1. Положение компании на рынке.
  2. Состояние производственных мощностей и финансовые возможности компании.
  3. Организационная структура управления принятая в компании.
  4. Связи предприятия с поставщиками, клиентами и конкурентами.
  5. Отношение к инновациям.
  6. Действующая в компании система мотивации.

В начале проведения диагностики организации методом системного анализа следует обозначить четкую цель, которую необходимо достигнуть по итогам его проведения, а также систему критериев для оценки степени достижения целей. В большинстве компаний нет какой-то одной определенной цели, так как при ее достижении возникают новые более мелкие. Все они формируются, исходя из различных особенностей предприятия: финансового и материального состояния, политических, социальных, экологических и иных факторов.

Элементы предприятия, изучаемые системным анализом, зависят от специфики изучаемой организации и могут быть:

  • Анализ организации как системы.
  • Анализ производственного процесса.
  • Анализ основных подразделений.
  • Анализ вспомогательных и обслуживающих подразделений.
  • Анализ действующей в компании системы управления.
  • Анализ документооборота.

Системный анализ, как метод диагностики организации, в первую очередь предназначен для нахождения стратегических целей организации. Если четко обозначить цели для компании, то это позволит выявить и изучить те факторы, которые могут помочь в достижении этих стратегических целей. Для того, чтобы более качественно проработать стратегию по достижению поставленной цели, следует как можно подробнее разобрать показатели всех желаемых результатов, так чтобы получилось как можно большее число задач для каждого уровня управления. Чем более проработанной будет стратегия, тем скорее будет достигнута цель и повысится эффективность управления предприятием.

Принципы системного анализа.

  • Целостность, которая дает возможность изучить не только систему в целом, но и её составные части.
  • Иерархическая структура, когда всегда есть руководители и подчиненные.
  • Структурирование, дающее возможность оценить различных элементов организации и то как они взаимодействуют между собой.
  • Множественность, этот принцип означает, что системный анализ как методика диагностики организации может применять множество различных экономических и математических моделей с целью изучения системы и её составных частей.

Системный анализ включается в себя и проведение маркетингового исследования. При проведении маркетингового исследования продукции следует начинать анализировать с выхода. Выходом является тот товар или услуга, которую предлагает компания. Значит, следует определить качество, цену, конкурентоспособность и многое другое, что касается выпускаемой продукции.

Теперь, когда мы оцени «выход» следует оценить и «вход». Входными параметрами называют те материалы и ресурсы, которые требуются для производства продукции. Причем перед этим нужно понять, как организован процесс создания ценности на предприятии и принять во внимание не только факторы внутренней среды, но и внешней, такие как политические, социальные, экономические и прочее.

Таким образом, применение такой методики диагностики организации как системный анализ дает возможность проанализировать всю хозяйственную и производственную деятельность организации, а значит выявить то благодаря чему можно повысить эффективность управления предприятием и его деятельностью в целом.