SWOT-анализ как инструмент стратегического управления

SWOT-анализSWOT-анализ - анализирование сильных и слабых сторон компании, куда входит оценка внутренней среды, а также возможностей и угроз со стороны внешних факторов.

SWOT-анализ (как элемент стратегического управления) позволит разработать эффективную стратегию развития предприятия.

Это может быть сделано за счет анализа:

  1. стратегического управления деятельностью организации;
  2. стратегического управления затратами;
  3. стратегического управления качеством;
  4. стратегического управления маркетингом;
  5. стратегического управления персоналом организации;
  6. стратегического управления финансами.

Теперь мы подробно разберем, как же провести качественный SWOT-анализ.

Вначале проводится оценка внешнего окружения компании, существующих угроз и возможностей. Для качественного исследования внешнего окружения желательно провести конкурентный анализ, который позволит более подробно раскрыть факторы внутреннего и внешнего окружения компании. 

Важно отметить и учесть следующие показатели:

  1. тенденции рынка;
  2. сети поставщиков и дистрибьюторов;
  3. конкурентный анализ;
  4. политическая конъюнктура;
  5. социально-экономические факторы;
  6. экология;
  7. научно-технический прогресс.

Далее следует анализ внутренней среды организации, в нем выделяют сильные и слабые стороны, на данном этапе нужно рассмотреть:

  1. персонал;
  2. характеристики товара;
  3. цены;
  4. маркетинг, реклама.

Полученные данные о внешней и внутренней среде организации собираются в SWOT-матрицу:

SWOT-матрица
  Сильная сторона1 Сильная сторона 2 Слабая сторона 1 Слабая сторона 2
Возможность 1        
Возможность 2        
Угроза 1        
Угроза 2        

На пересечениях выставляются бальные оценки вероятности использования возможности или наступления угроз при использовании этих сильных или слабых сторон.

Теперь делаем точно такую же матрицу, но вместо бальных оценок пишем решения, которые помогут использовать возможность, избежать угрозы при данных сильных и слабых сторонах. Решения могут повторяться, то есть одно решение может быть в нескольких ячейках. Именно эти решения и будут возможными стратегиями развития предприятия.

Совместив эти матрицы, мы получим бальную оценку стратегий развития. Стратегия развития, набравшая наибольшую сумму баллов, будет наиболее эффективной по версии SWOT-анализа. В завершение на основе полученного решения формируется стратегия развития предприятия. Решение, которое мы получили, не обязательно будет являться верным, так как при выборе стратегии развития. Важно учитывать и другие факторы, значение которых SWOT-анализ игнорирует, например финансовое состояние.