Исследование «Российский консалтинг глазами клиентов»

В декабре 2001г. компанией IBS было организовано исследования «Российский консалтинг глазами клиентов». В последние годы компания активно развивает направление управленческого и IT-консалтинга, расширяя спектр предоставляемых услуг.

Исследование было призвано отразить состояние рынка консалтинговых услуг и выявить наиболее актуальные задачи, стоящие перед российскими предприятиями и решаемые с помощью консультантов. Результаты исследования были представлены на обсуждение экспертам и представителям бизнеса и обсуждены на круглом столе, организованном при участии газеты Известия:

1) По мнению представителей бизнеса и самих консультантов, рынок консалтинговых услуг в России развит слабо, что объясняется его относительной незрелостью и, как следствие, низким уровнем развития бизнес-среды и несформировавшимся спросом. На сегодняшний день консалтинговыми услугами в России пользуются в основном предприятия крупного бизнеса, в то время как динамично развивающийся средний сектор гораздо реже обращается к помощи консультантов.

2)К приоритетным задачам, стоящим перед российскими предприятиями, относится, в первую очередь, общее управление бизнесом (39%). Далее следуют управление финансами (24%), управление маркетингом и сбытом (21%), стратегия развития (10%) и управление производством (6%).

Интересно, что в условиях несформировавшейся бизнес-культуры и постоянно меняющейся бизнес-среды большинство руководителей (40%) все-таки предпочитает решать управленческие задачи собственными силами, полагаясь только на свой опыт. Значительная их часть (28%) прибегает к услугам консультантов, рассчитывая на компетентные рекомендации и считая предложенные решения более эффективными. Для некоторых организаций предпочтительна совместная работа консультантов, обладающих общими знаниями в области управления, и специалистов предприятия, знающих специфику бизнеса, особенно в области IT-консалтинга.

3)Среди управленческих задач, которые наиболее эффективно решаются с помощью информационных технологий, были особенно выделены следующие: формализация и автоматизация ряда бизнес-процессов, внедрение корпоративной системы управления класса ERP, автоматизация производства, маркетинга и сбыта.

4)Бoльшая часть респондентов уже имеет опыт работы с консалтинговыми компаниями, в основном в области аудита, финансового и юридического консалтинга, и 59% предприятий остались удовлетворены предоставленными услугами. Хотя негативный опыт сотрудничества с консультантами также существенен и составляет 34%.

5)В оценке критериев эффективности консалтинговых услуг по степени значимости мнения представителей российского бизнеса распределились следующим образом: достижение поставленных целей, снижение издержек и повышение прибыли, достоверность представленных рекомендаций, оперативность, повышение эффективности бизнеса и качества работы предприятия, понимание специфики бизнеса заказчика, высокая квалификация и профессионализм консультанта.

Мнение же самих консультантов в оценке эффективности их работы определяет, прежде всего, степень реализации предложенных решений и повышение общей согласованности действий на предприятии. Работа консультантов не всегда сразу же приносит ощутимые экономические результаты в виде снижения издержек и роста прибыли.

Участники круглого стола отметили, что потенциал российского рынка консалтинговых услуг велик, однако его развитие тормозится рядом причин, среди которых особенно выделены следующие:

  • несформировавшаяся бизнес-среда и неокрепшие рыночные отношения;
  • неэффективность неадаптированных западных методик для российского рынка;
  • низкая степень осознания необходимости в консалтинге при решении управленческих задач и неспособность эффективно решать их собственными силами;
  • завышенные ожидания от работы консультантов.

По мнению Кирилла Дмитриева, заместителя генерального директора IBS, руководителя департамента управленческого консультирования, «основой для большей результативности консалтинга и роста доверия к нему может стать сближение классического консалтинга и информационных технологий. В этом случае вместо томов отчетов и рекомендаций заказчик получает систему управления, поддерживающую принятие и исполнение решений. Информационные технологии сегодня – это единственный инструмент реализации рекомендаций консультантов в области структурных изменений и бизнес-процессов». Эта тенденция прослеживается и в деятельности IBS: из 11 текущих проектов 5 предполагают внедрение программных решений, а 6 являются чисто консалтинговыми.

/Газета.ру/