Победитель конкурса на разработку программы развития портового района остался без контракта

Подведение итогов конкурса на право разработки концепции развития портового района Бронка-Ломоносов завершилось скандалом. Вместе с извещением о победе в торгах выигравшей компании ЗАО "Квантум орум" (структуре, родственной УК "Морской фасад") было направлено уведомление о том, что контракт с ней подписан не будет. Чиновников смутила до смешного незначительная сумма, запрошенная компанией-победителем за выполнение работ, -- менее 5 тыс. рублей. Однако поводом для отмены итогов конкурса послужили изменившиеся планы Минтранса РФ по развитию этой территории - теперь, помимо Бронки и Ломоносова, в район включен остров Котлин. Однако нового конкурса объявлено не будет - заказ решено разместить в государственной компании. По условиям конкурса, объявленного 28 апреля 2008 года, победитель должен был составить единую концепцию развития района, ограниченного административной границей южного побережья Петербурга, участком железнодорожной линии Бронка -- Ораниенбаум, вдоль береговой линии Невской губы от Сидоровского канала до дамбы. Специализация будущего порта -- контейнерные, рo-рo, рефрижераторные и другие генеральные грузы. Максимальная стоимость контракта на разработку концепции - 3 млн. рублей, срок исполнения работ -- до октября 2008 года. Заявки на конкурс подали семь компаний: ООО "Морстройтехнология", ОАО "Ленморниипроект", две родственные УК "Морской фасад" структуры (ЗАО "Квантум орум" и ООО "Проектно-строительное агентство 'Перспектива'"), финская компания EP-Logistics OY, ЗАО "ГТ Морстрой", ЗАО "Азиатско-Тихоокеанские энергетические проекты". Вчера были официально опубликованы итоги конкурса: победила фирма "Квантум орум", которая запросила за свою работу самое меньшее вознаграждение - всего 4,95 тыс рублей. Однако, по словам председателя комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) Николая Асаула, контракт с ней заключен не будет. "По формальному признаку победила именно компания ЗАО 'Квантум орум'. Но вместе с извещением о победе в конкурсе мы вынуждены были послать ей уведомление об отсутствии целесообразности в дальнейшем выполнении данной работы. Во-первых, очевидно, что за обозначенную ей сумму выполнить работу невозможно. Значит, компания будет расходовать собственные средства как минимум на оплату услуг субподрядчиков, и концепция уже будет выполнена не в интересах города, а в интересах самой компании-подрядчика. Во-вторых, согласно последним предложениям Росморречфлота, целесообразно разработать единую программу развития аванпортов Большого порта Санкт-Петербург, которая помимо Ломоносова и Бронки будет включать остров Котлин. Эту работу мы уже заказываем СПбГУ 'Агентство стратегических инвестиций', которое за те же сроки и те же деньги составит концепцию развития данного портового района. Для этого госучреждение в качестве субподрядчиков, скорее всего, пригласит как специализированные местные организации -- ГТ 'Морстрой', 'Ленгипротранс', 'Ленгипроинжпроект', 'Морстройтехнология', так и международных консультантов". По словам руководителя "Квантум орум" Шавката Кары-Ниязова (который является также президентом ООО "УК 'Морской фасад'"), об итогах конкурса он узнал от корреспондента Ъ. Он также был не в курсе, что контракт с фирмой не будет подписан, поэтому от комментариев отказался. Директор департамента инвестиционных проектов практики оценки компании "Балт-Аудит-Эксперт" Алексей Калашников оценивает стоимость разработки концепции как минимум в 1,5-2 млн рублей. "Что до цены контракта, объявленной победителем конкурса, то часто только качественное оформление документа, передаваемого клиенту, стоит в разы дороже", - отмечает господин Калашников. Алексей Безбородов, глава исследовательского агентства InfraNews заявил, что схема получения контракта по госзаказу, использованная "Квантум орум", не нова: "Компания заявляет заведомо смешную сумму за свою работу, разумеется, одерживает победу, а потом за свой счет заказывает составление проекта сторонней специализированной организации. Я считаю некорректными условия торгов, когда выставляется верхняя ценовая планка и не выставляется нижняя, и при этом критерием оценки является именно цена". Господин Безбородов не исключает, что структуры First Quantum Ltd (в которую входит УК "Морской фасад") имеют виды на новый портовый район, признанный Минтрансом одним из наиболее перспективных на Северо-Западе. Сейчас здесь уже реализуется несколько крупных терминальных проектов. В частности, компания ООО "Феникс" (входит в ХК "Форум", дочернюю структуру Фонда общественных программ ФСБ) собирается построить в Бронке многофункциональный перегрузочный терминал, стоимость первой очереди проекта около 36,5 млрд. рублей. ЗАО "Ломоносовский грузовой терминал" собирается вложить в строительство своего терминала в Ломоносове около 7 млрд. рублей (впрочем, Смольный недавно заявлял о намерениях не продлевать с этой фирмой договор аренды участка, срок которого истек 27 мая 2008 года). /КоммерсантЪ/