Калькуляция затрат на производство

main-sub-zatrati-2.jpg

Для кого статья

Данная статья не для всех предприятий, только для предприятий которые не видят полную реальную себестоимость по каждому выпускаемому продукту, проекту.

Ситуация на российских предприятиях

Из нашей практики 90% предприятий до сих пор не видят свою себестоимость.

40% считают себестоимость на основании финансовых отчетов

20% вообще не считают себестоимость

Автоматизация и прозрачность учета

Казалось бы появилось множество программных продуктов для учета затрат, бухгалтерского учета, управленческого учета, за последние 10 лет сложность этих продуктов и возможности выросли на несколько порядков.

При этом в России не стали готовить квалифицированных финансовых директоров или директоров по экономике, данные должности занимают в основном "самоучки", некоторые из которых достигли успехов и внесли значительный вклад в развитие предприятий. Но большинству предприятий не так повезло, не зрелые финансисты и бухгалтера тренируются и изучают экономику и финансы на практике. Предприятия с большим удовольствием, в целях экономии, охотно предоставляют такую возможность "обучения" специалистам, которое в итоге обходится им в миллионы, а для кого то в десятки миллионов.

Необходимость автоматизации

После того как финансовый директор изучает все основные дисциплины такие как управление финансами, бюджетирование, бухгалтерский учет, производственный учет и планирование, экономика, ему становится понятно как использовать рядовые, стандартные возможности типовых учетных программ. То есть, для получения детализированного учета в различных разрезах, с применяем самых современных методик учета, калькулирования, бюджетирования можно обойтись, к примеру, стандартной 1С-бухлатерия. Большая часть операций выстраивается на основании проработки учетной политики и формирования управленческого плана счетов.

Из за незнания бухгалтерского и управленческого учетов, не умения настроить управленческий план счетов, отсутствие прописанной учетной политики экономисты-финансисты не могут обеспечить учет в нужных разрезах, что бы получить отчеты с нужной аналитикой. В связи с этим они вместе с руководителями начинают изобретать велосипед на базе учетной системы, доробатывая ее по средствам дорогостоящих программистов. Сотрудничество с которыми выходит в дорогостоящий нескончаемый проект.

Загруженность бухгалтерии

Достаточно часто встречается такое явление: бухгалтерия, экономисты, финансисты не справляются и постоянно отстают на день, на неделю, на месяц, в подготовке регулярных отчетов и формировании бюджетов. Шедевральный пример: на одном предприятии Х бюджет на следующий год формировался к середине следующего года, приблизительными цыфрами, раньше ни как. И это крупное федеральное предприятие и это реальная проблема для подобных ему.

Сколько нужно времени на изменение ситуации? Часть вопросов решается за один день, то есть на следующий день у вас уже начинают появляться ежедневные отчеты в 9-00 (например ДДС должен быть каждое утро и в течении дня поддерживать актуальность, это аксиома, иначе он бесполезен), часть решается за неделю, часть за 1,5-2 месяца, больше времени сложно потратить. За это время уже формируется реальная картина происходящего, что позволяет правильно расставить приоритеты.

Предшествующие процедуры

Что бы получить реальную себестоимость, нужно собрать все затраты: это финансовые затраты, списания материалов, списание трудо-часов (трудозатраты). Финансовые затраты решаются через организацию детального финансового учета. Материальные затраты через - организацию управленческого учета, нужен правильный план счетов и учетная политика, заточенные под ваше предприятие. Трудозатраты формируются на основании отчета производства за смену, нормирования и отчетов подразделений.

Нормирование

Для предприятий с большой номенклатурой или большим количеством операций внедрение нормирования может показаться невыполнимой задачей, но на самом деле здесь есть простые подходы к быстрому внедрению и дальнейшей настройке. От нормирования производству не уйти!

Проектный подход на производственных предприятиях 

Если предприятие выполняет уникальные заказы, или проекты, то обязательно наличие бюджетирования проектов и действующей функции казначейства. Иначе вы каждый раз будете сталкиваться с тем, что большая часть расходов отнесена не на те проекты и в итоге бросите это утомительное занятие.

Что может дать прозрачная экономика

Случай из практики, крупный холдинг Х: когда свели экономику нескольких десятков подотчетных предприятий. Из экономики увидели что на предприятиях теоретически должны быть большие остатки прибыли. Далее выяснилось, что у предприятий было по несколько расчетных счетов о которых не докладывалось вышестоящему руководству, в следствии чего нашли около одного миллиарда свободных средств.

А должен ли руководитель предприятия разбираться в методологии?

Другой пример, на обучении для руководителей одного из крупных российских холдингов Х, присутствовали руководители нескольких десятков предприятий. Для них была организована небольшая экономическая игра, где были следующие вводные: три продукта, три цеха, общефирменные расходы, общецеховые, цена продажи, цена материалов. 10 команд справились с заданием, и у каждой команды свой результат, ни одного похожего. Все результаты вывесили на доску. На вопрос есть ли желающие добавить/исправить свой результат ни одна из команд желания не изьявила, все были уверены в правильности своего результата. Далее командам предложили принять управленческие решения на основе своих расчетов: кто то расширил производство, кто то закрыл цех, кто то два цеха. После расчета прибыли финансовые результаты стали розница еще больше, от больших убытков до не больших прибылей. Далее всем участникам был дан и совместно разобран правильный расчет себестоимости, что существенно увеличило прибыль. Вопрос правильности методологии после разъяснения не возник, но возник другой. А разве руководители подразделений должны разбираться в методологии формирования себестоимости? Да, посмотрите, 10 экономистов выдали вам 10 результатов, и на их основе приняли управленческие решения, которые формируют финансовый результат деятельности предприятия для собственника.

На сколько не просто правильно посчитать себестоимость и на сколько просто руководители, опираясь на эти данные, принимают стратегические решения.

Что бы провести анализ состояния учета на вашем предприятии,
предлагаем заполнить небольшой опросник (займет 10-15 мин) 
Опрос.

 

 

Оптимизируй деятельность своего предприятия

Заполнить бриф